Демиург N 1 2013
Холманский А.С.
Время обновлять камни
Яко каменiе живо зиждитеся
во храмъ духовенъ (1 Петр 2:5)
Введение во ХРАМ
Дух (греч. nous; лат. spiritus; англ. spirit) есть высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности (Философская энциклопедия).  Соответственно, история по Гегелю есть развитие мирового духа, который «делает себя тем, что он есть в себе, своим делом, своим творением». Согласно Библии: Духъ Господень исполни вселенную; дух силы; дух разума (Прем 1:7;5:23;7:22); Духъ есть Богъ (Ин 4:24); храмъ Божiй есте, и Духъ Божiй живетъ въ васъ (1 Кор 3:16). Данные философско-библейские определения духа и Духа позволяют уложить в основание физики аксиому – дух есть сущность материи и отождествить духовность человека с его творческим потенциалом, а суммарную творческую активность всего человечества с проявлением мирового Духа [1].
В основе любого творчества лежит эвристическое мышление, способность к которому отличает человека разумного (homo sapiens) от животного. Мыслительная способность у древнего человека появилась после мутации его генома, возникшей и закреплённой в процессе его адаптации к уникальной геофизике Великого Африканского Разлома (ВАР) [2]. Дальнейшее развитие и духовную дифференциацию способности мышления обеспечили социальные и географические факторы при расселении человека по земному шару: седмимъ церквамъ,…от седми духовъ (Отк 1:4). Внешние биогенные и генетические факторы обусловили различие духовно-творческих способностей на индивидуальном, родовом и национально-расовом уровнях: Возникновение языков обусловливается теми же причинами, что и возникновение духовной силы (Вильгельм фон Гумбольт).
Дух и духовность человека проявляются главным образом в ментальной сфере (ноосфера). За генезис ноосферы во все времена отвечали люди с повышенной творческой активностью и паранормальной психофизикой. Основное содержание ноосферы в доисторическую и донаучную эпоху составляла религиозная тематика. Превращение религии в общественный институт сопровождалось расслоением социума по умственным, имущественным, племенным и географическим факторам. При этом религия неизбежно приобретала роль идеологии, прямо или косвенно оправдывающей эксплуатацию бедных и слабых богатыми и властными. В состав второй группы при любой общественной формации по умолчанию входили и религиозные деятели (Рис 1).

 Рис 1. Качественные зависимости от времени величины отношения клерикальной власти к светской (D) в государствах с авраамической религией. 1 – иудаизм (Израиль); 2 – католицизм (Германия): 3 – православие (Россия); 4 – ислам (Иран). а – Реформация Лютера; b – раскол 1666 года; c – революция 1917 года; d – распад СССР. Отрицательное значение D означает, что церковь была под колпаком репрессивных органов. Пунктиром выделен период духовной маргинализации населения.
Процесс одухотворения или вразумления (сапиентации) человечества квантован (скачкообразен) и однозначно характеризуется эффективностью творческой деятельности людей [1]. Её изменение во времени можно представить кинетикой суммарного числа открытий, изобретений и идей (Рис 2), внедрение которых ведет к усложнению и увеличению порядка в мире: дается явленiе Духа на пользу (1 Кор 12:7).
Направленность вектора духовной эволюции человека задана Антропным принципом (Замыслом Бога) и асимметрией духовных основ материального мира: духъ правъ (Пс 50:12); законъ духовенъ есть (Рим 7:14). Изначальная повышенная активность правых дискретных форм духа по сравнению с левыми предопределила направление развития материального мира от простого к сложному [3]: сотвори Богъ человека праваго (Екк 7:29). Время и место скачков духовной эволюции определяются геокосмическими факторами. Они формируют биосоциальные особенности духовности людей и активируют их творческую деятельность, как в религиозной, так и рациональной сфере.
Особенности геофизики иорданской ветви ВАР: землю кипящую млекомъ и медомъ (Исх 3:17), – дополняют исходящие из разлома коры потоки биогенных (хиральных) флюидов [2]. Интенсивность и плотность этих потоков зависит от приливных эффектов Луны:луна всем в свое время служит указанием времен и знамением века: от луны – указание праздника (Сир 43:6). В этих условиях сформировалась уникальная духовность израильских пророков и осуществился переход от политеизма к монотеизму. Духовная природа физических законов составила эзотерическую основу иудаизма и герменевтики Пятикнижия (Торы) Моисея, а затем и всей Библии (Ветхий и Новый Заветы): всем Бытием и нашими жизнями Господь Бог пишет Свою Книгу [4].

Рис 2. Графики роста числа людей на Земле (кривая 1) и числа достижений человечества (открытий, изобретений, идей) на каждый момент времени (кривая 2) из [1]. Стрелкой А отмечено время появления огнестрельного оружия в XIV веке.
Реалии патриархальной истории израильтян, вместе с духовной эзотерикой египтян и шумеров: научен был Моисей всей мудрости Египетской (Дея 7:22), – легли в основу библейских криптограмм, скрывающих в себе физиологию взаимосвязи духовности человека с Духом, а также принципы духовно-физической организации мира на трех уровнях: субэлементарных дискретных форм материи (энергоформ), элементарных частиц и планетарно-космическом. У народов, проживающих на островах и в прибрежных зонах (Япония, Китай, Индия), специфику духовности предопределила физика воды, чувствительная к биогенным гелиофизическим факторам [1]. Влияние физики Земли, Луны и воды на генезис иудаизма, индуизма, буддизма и даосизма обусловило доминирование в них онтологической составляющей (Рис 3). Лейтмотивом данных религий стало наставление человека на путь достижения благополучия при земной жизни: иудеи земному радуются, христиане же – сущему на Небесах. [5].

Рис 3. Древо мирового духа, плодоносящее в Духе Богочеловеком (homo spiritus).
Начало новой эры в духовной истории человечества положил беспрецедентный скачок в космофизике, ознаменованный Вифлеемской звездой. Реакция духовности израильтян на этот скачок была уникальна – дева Мария спонтанно зачала и родила Иисуса. Таким образом, иудейская ветвь Древа Духа дала новый побег – христианство (Рис 3). Учение Христа – Новый Завет – раскрывает механизм актуализации духовности каждого человека с целью созидания всем человечеством фрактала Подобия Божия в Духе (homo spiritus) [3]: сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15:44). Новозаветные мифологемы рождения, распятия и воскресения Иисуса Христа, а также реалии Его жизни и деяния апостолов сообщили сакральному смыслу Библии логическую полноту и телеологическую завершенность: благодать и истина Иисусъ Христомъ бысть (Ин 1:17). Библия, объединив Ветхий и Новый Завет, стала учебником обожения актуальным для всех времен и народов: о Христе вси оживутъ (1 Кор 15:22); во свидетельство всемъ языкомъ (Мф 24:14).

Рис 4. Распространение доминирующих религий по регионам и численность конфессий
(http://www.china-mike.com/wp-content/uploads/2011/03/map-world-religions-chart.jpg)
При распространении единобожия по миру текст Библии и религиозные уставы адаптировались к национальным особенностям духовности: Для всякого пределасвое писание (Сура 14, 38). Образовались три мировые религии – иудаизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (Рис 4). И каждая из них канонизировала свой вариант Священного Писания (Библии) и Устава: Тора и Талмуд (иудеи), Библия (Ветхий и Новый Завет) и Священное Предание (христиане), Коран и Тафсир с Сунной (мусульмане). Религиозные уставы содержат в себе образцовые толкования Священных Писаний, а также нормы и правила жизни людей и богослужений, приема в религиозное сообщество, возведения в чин, отношений между членами сообщества и его окружением.
Славянское христианство (православие) оказалось самой молодой ветвью единобожия (Рис 3). Отмежевание православия от католицизма осуществилось в процессе адаптации духовности славянских народов к геофизике гористых районов Балканского полуострова, характеризуемых повышенной тектонической и сейсмической деятельностью. Хиральное различие генетических кодов духовности католиков и православных иллюстрирует то, что первые крестятся слева на право, а вторые справа на лево [6]. Славянские пророки (Кирилл и Мефодий) при адаптации Библии к духовности славян создали специальный церковно-славянский язык, семиотика и этимология которого оказалась предельно адекватными семантике сакрального языка Библии.
Развалины ХРАМА ДУХА
Биогенные излучения от вспышек сверхновых звезд (Рис 4) и Солнца в период его Маундеровского минимума (1645-1715 гг) [1] активизировали духовность христиан Европы в религиозной (Реформация Лютера) и рациональной сфере. Ослаб репрессивный диктат католической церкви (Рис 1) и пробудилась творческая активность людей во всех областях ноосферы (научно-технической, гуманитарной, художественной) (Рис 5).

Рис. 5. Распределение во времени духовного потенциала (ДП) христианских государств, пропорционального суммарному числу поэтов, художников, композиторов и физиков [1]. Стрелками показаны годы вспышек сверхновых звезд.
В эпоху Просвещения христианское богословие, оставаясь в «гробу догм» и противопоставляя себя естествознанию, ни на йоту не продвинулось в понимании сакрального смысла Библии: на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисее (Мф 23:2); гроби неведоми (Лк 11:44). Объективным показателем востребованности и понимания сакрального знания Библии может служить индекс её цитирования (ИЦБ) в трудах святых отцов и их последователей. Оценку ИЦБ в процентах даёт величина отношения числа ссылок на Библию к общему числу строк в образцовых трудах святых отцов и богословов [3]. Результаты оценок ИЦБ приведены в таблице.
Таблица: Индекс цитируемости Библии святыми отцами и богословами
Автор Годы жизни
ИЦБ %
Дионисий Ареопагит  ~96
4,2[7]
Василий Великий 330 - 379
3,8 [8]
Григорий Нисский  335-394
2,6 [9]
Иоанн Лествичник  525-602
2,2 [10]
Исаак Сирин  ~700
1,4 [11]
6 Иоанн Дамаскин  657-753
3,2 [12]
7 Симеон Новый Богослов 949-1022
2,4 [13]
8 Григорий Палама 1296-1368
4,0 [14]
9 Игнатий Брянчанинов 1807-1867
3,8 [15]
10 Павел Флоренский 1882-1937
2,5 [16]
11 Сергей Хоружий 1941
2,0 [17]
12 Александр Холманский 1948
21,0 [18]
Данные таблицы свидетельствуют, что за 2000 лет нашей эры учение Христа о Спасении осталось на уровне разумения средневекового человека. Ничтожные значения ИЦБ у святых отцов и их апологетов (№ 10, 11) по сравнению с ИЦБ автора Теофизики (№ 12) есть следствие примата догмата в ортодоксальном богословии: Уловляяй премудрыхъ въ мудрости ихъ (Иов 5:13); лживiи учителiе, иже внесутъ ереси погибели (2 Петр 2.1).
При таком отношении догматического богословия к Библии и рациональным наукам христианство уже к концу XIX века утратило свою актуальность и творческий потенциал христианских народов снизился практически до нуля (Рис 5). Соответственно, процесс сапиентации к концу ХХ века остановился (Рис 2): не имать Духъ Мой пребывати въ человецехъ сихъ во векъ, зане суть плоть (Быт 6:3).
Естествознание, лишённое духовной составляющей в целе- и смыслополагании, быстро прибрали к своим рукам дети-дьявола и превратили его в кузницу оружия и средств удовлетворения похоти плоти (Рис 2): Творяй грех от дiавола есть (1 Ин 3.8); творяще волю плоти (Еф 2:3); корень бо всем злым сребролюбие есть (1 Тим 6, 10). Научно-технический прогресс под управлением детей-дьявола уже к середине ХХ века обеспечил глобализацию антихристской парадигмы потребления: враги креста Христова: …имже богъ чрево (Фил 3:18); сотвориша себе боги златы (Исх 32:31); по стихiам мiра, а не по Христе (Кол 2:8).
В обществе потребления самым востребованным товаром после всевозможных орудий убийств является сексуальное удовольствие в естественной или извращённой форме: мысли ихъ мысли о убiйствахъ, …стези бо ихъ развращены (Ис 59: 7-9).
Гиперболический рост численности людей на Земле (Рис. 2) и признание законными в 14 христианских странах браков между содомитами (ср. Рис. 5 и Рис. 6) есть следствия духовного вырождения человека и потери актуальности учения Христа: во святилищи мерзость запустенiя (Дан 9.27).

 Рис. 6 a. Самый масштабный гей-парад в мире, проходивший в Сан-Паулу в 2012 году (~3,5 млн. чел.)
(http://www.tourister.ru/world/america/brazil/city/sao_paulo/photoreps/361)
6 b. Распределение однополых браков на карте мира (http://mapax.ru/question/83)
Даже языческие жрецы, чьё знание унаследовало и развило единобожие, ведали, когда надо зачинать ребенка и как выбирать партнёра. Хронология постов и религиозных праздников синхронизована с годовыми и вековыми изменениями солнечно-планетарных и галактических биогенных факторов. Зачатие при неблагоприятной космической ситуации чревато, прежде всего, инверсией хиральности генома будущего плода, ведущей к рождению ребенка левши или гомосексуала: сила же греха законъ (1 Кор 15:56). Так сдерживалось распространение содомии. Ради сохранения генетического кода духовности запрещались зачатия в наркотическом состоянии, инцест и межрасовое кровосмешение.
Упразднение этих норм и запретов с приходом к власти детей-дьявола в христианских странах привело к сексуальным революциям, деградации института семьи и распущенности нравов. В итоге сформировались мощные социокультурные механизмы канализации сексуальной энергии человека в агрессию и процессы, дезактивирующие его духовность: разгорится яко огнь беззаконiе (Ис 9:18); очи имуще исполнь блудодеянiя и непрестаемаго греха… оставльше правый путь (2 Петр 2:14,15).
В гротескной форме дехристианизация общественного сознания была проведена детьми-дьявола в России. Отголосками западной Реформации стал раскол РПЦ 1666 года. Репрессии власти и никониан против старообрядцев и реформирование РПЦ Петром I положили начало её духовной деградации (Рис 1). В 1876 году дети-дьявола организовали перевод Библии на русский язык с целью извращения её сакрального смысла [6]. Одновременно был переведён на русский язык «Капитал» К. Маркса, возникли революционно-террористические организации и владельцами основной массы СМИ стали дети-дьявола. Духовная деградация народа и клира, террор и пропагандистская деятельность революционеров, а также повышенная активность Солнца [1] помогли детям-дьявола захватить власть в России в 1917 году и физически уничтожить РПЦ. За ~70 последующих лет духовной вивисекции русский народ окончательно лишился национальной самоидентификации, а значит, и собственной духовности. После этого распался СССР и интернационал детей-дьявола превратил Россию в свою колонию.

 Рис. 7. РПЦ эпохи феодализма в XXI веке
Для заполнения духовно-идеологического вакуума и оболванивания народа власть «воров и жуликов» реанимировала РПЦ эпохи феодализма (Рис 7). Власть демонстративно – со свечкой в руках – участвует в клерикализации общества, помогает строить храмы и вводит в начальной школе уроки религиозного ликбеза. Одновременно она уничтожает систему народного образования, внедряя в неё коммерцию и психотехнику ЕГЭ, разрушающую механизм эвристического мышления: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя» (бывший министр образования А.Фурсенко): Растлеша и омерзишася въ начинанiихъ: несть творяй благостыню (Пс 13:1).

 Рис. 8  а. Толпа из верующих в чудодейственность пояса Богородицы (Москва, 2011 г).
8 b. Великорецкий крестный ход (25 тыс, 2011 г).
8 с. Явление Папы Римского народу.
8 d. Миллионы паломников совершают омовение в Ганге.
На примере России видно, как светская и клерикальная власть по заказу детей-дьявола прививают общественному сознанию элемент рабской покорности и духовно-интеллектуальной пассивности. Культивируя средневековые атрибуты религии (языческие обряды и праздники, теофагию, фетиши, идолопоклонство), клирики всех конфессий апеллируют в человеке не к разуму, а к низшим инстинктам и чувствам, низводя его духовность до животного уровня и умаляя человека до безликого и безвольного элемента толпы (Рис 7-9).
Легко поддаются религиозному зомбированию, прежде всего, люди необразованные, телесно и психически ущербные. Именно благодаря им пресловутое духовное тело Христово (1 Кор 12:13) на деле вырождается в сборище людей, одержимых ложной идеей или поклоняющихся кумиру и фетишу (Рис 8, 9): сотвори себе кумiра и всякаго подобiя (Исх 20:4).
Из этих людей интернационал детей-дьявола легко формируют свои штурмовые отряды и целые армии (Рис 9, 10).

Рис. 9 a, b. Иудеи, молящиеся у святой Стены Плача.
9 с, d. Мусульмане, совершающие хадж (стояние на горе Арафат) и идущие в Мекку к мечети аль-Харам.
(http://jokes.com.ua/other/8933/).

Рис. 10 а. Молодежное движение «Наши»
10 b. Кадр из документального фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли» о съезде НСДАП в 1934 году в Нюрнберге.
Освящение ХРАМА ДУХА
Зловредная деятельность детей-дьявола закономерна и отвечает логике Антропного принципа, играя роль социального фактора духовной эволюции: насеяно бо есть зло (3 Езд 4:28); беша бо ихъ дела зла (Ин 3:19); яко время зло есть; Ненавидящiи добра, а ищущiи зла (Мих 2:3;3:2). Подзаконность детей-дьявола в значительной степени обусловлена высокой чувствительностью их психофизики к действию космофизических факторов, представленных в Библии символикой зверя 666 [18]: заповемъ всей вселенней злая (Ис 13:11); змiй великiй, …нарицаемый дiаволъ и сатана (Отк 12:9).
Зловредная деятельность, соответствуя диалектическому закону единства и борьбы противоположностей, служит катализатором духовного совершенствования человека, необходимого для его Спасения: сотворитъ со искушенiемъ и избытiе, яко возмощии вамъ понести (1 Кор 10:13); Побеждающаго сотворю столпа в церкви Бога Моего (Отк 3:12). Неимоверно трудно выполнять своё предназначение человеку в пору глобализации антихристской парадигмы потребления: изнеможетъ векъ от старости, толико умножатся на обитающих злая: удалибося далече истина, и приближися лжа (3 Езд 14:16,17). Именно поэтому последние будут перви (Лк 13:30); Претерпевый же до конца, той спасется (Мф 24:13).
Техногенный беспорядок на Земле, порождённый человеком-потребителем, достиг к концу ХХ столетия геологических масштабов и превратился в эволюционный фактор. Сама популяция людей-потребителей выпадает из духовной эволюции, поскольку у этих людей происходит морфофункциональная деградация структур мозга, играющих важную роль в механизме эвристического мышления и в возможной телепатической связи между людьми: прозябоша грешницы яко трава (Пс 91:8).

Рис 11. Динозавр XXI века.
Популяцию потребителей можно сравнить с вымершими динозаврами (Рис 11). Их биомасса обогатила биосферу биогенными микро- и макроэлементами, что привело к появлению на Земле более сложных живых организмов. Предназначением же популяции «люди-трава», очевидно, является ускоренное сжигание мировых запасов углеводородов. Это приведёт к повышению содержания углекислого газа в атмосфере, что необходимо, как для восстановления биоценоза путем интенсификации фотосинтеза, так и эмансипации функции мышления человека до уровня приоритетной физиологической потребности [19]: азъ возжгу въ сердцы твоемъ светилникъ разума (3 Езд 14:25).
После динозавров биосфера Земли и космофизика породили человекообразных обезьян [2]. Аналогично, после людей-потребителей и их пастырей детей-дьявола, в человечестве должна образоваться популяция человека духовного (Рис 3): мало же избранных (Мф 22:14); въ техъ бо есть корень разума, и премудрости источникъ (3 Езд 14:47,48); яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор 3:16); обновлятися же духом ума вашего (Еф 4:23).
Этот скачок в эволюции человека, вероятно, уже инициирован уникальным астрономическим событием – падением на Юпитер кометы Шумейкеров-Леви в 1994 году [18]. В ментальной сфере эволюционный скачок проявится переосмыслением основ фундаментальной физики и христологии в свете аксиомы – дух есть сущность материи. Одухотворённая физика превратится в теофизику, а научная христология, очищенная от фарисейских премудростей и догм, начётничества и лжи, ляжет в основу ноохристанства (Рис 3): вино новое в мехи новы вливати (Лк 5:38); преобразуйтесь обновлением ума вашего (Рим 12:2).
Теофизика расширяет и углубляет математическое моделирование физических процессов до уровня организации материи, предшествующего уровню элементарных частиц [1]. Это, в принципе, позволит раскрыть физиологический механизм эвристического мышления и связать его с религиозным актом сообщения духовности человека с Духом: Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости (Кол 3:16); о немже всяко созданiе составляемо растетъ въ церковь святую о Господе: о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф 2:21,22). Познавательный синергизм теофизики и ноохристологии актуализирует Библию как научное руководство по Спасению человека в Духе [19]: вси же изменимся (1 Кор 15:51); во всяцем богатстве извещения разума (Кол 2:2); Есть же вера уповаемых извещение (Евр 11:1).
ЛИТЕРАТУРА
  1. Холманский А.С. Четки Премудрости // ВРД. Ч. I. Теофизика. №1. 2011; http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/istor/373863.html
  2. Холманский А.С. Как обезьяна поднялась с четверенек //http://technic.itizdat.ru/docs/aholy/FIL13585204740N857929001/
  3. Холманский А.С. Актуальная святость // http://www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st5163.pdf
  4. Берман Б. И. Библейские смыслы, кн. 1, М, 1997
  5. Митрополит Иларион, Слово о законе и благодати, М.1994
  6. Холманский А.С. Четки Премудрости // ВРД.Ч. II. Ноохристианство. №2. 2011; http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/relig/373867.html
  7. св. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, С-П, 1995; http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii=15
  8.  св. Василий Великий, в кн: Правила святых отец, М, 1885; Беседы на шестоднев // http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev
  9. св. Григорий Нисский, Об устроении человека. -Гл. I-XX // http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka=1
  10. Прп. Иоанна, Лествица, Сергиев Посад, 1908
  11. Аввы Исаака Сирина, Слова подвижнические, М, 1993
  12. св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, М. 1998
  13. Симеон Новый Богослов Главы богословские и деятельные http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj/glavy_dejateln
  14. Палама Г. Триады в защиту священно безмолвствующих, М., 1995. О священном свете //http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih=6#i1
  15. Святитель Игнатий Брянчанинов, т. 1, 1993
  16. Флоренский П.А.Столп и утверждение истины //http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/stolp_i_utverzhdenie_istiny_00-all.shtml
  17. Хоружий С. К феноменологии аскезы. Аналитический словарь исихастской антропологии.. Феория //http://azbyka.ru/dictionary/01/horuzhiy_k_fenomenologii_askezy_07-all.shtml
  18. Александр (Холманский), Начала Теофизики. М.: 1999. 126 с.
  19. Холманский А.С. Апология Добролюбия // ВРД. №1. 2012; http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/relig/775586.html author
Послесловие редакции. Как всегда, публикуемые в «Демиурге» материалы не подвергаются содержательному редактированию и сохраняют авторский текст, прежде всего, из соображений соблюдения авторских прав. Этот принцип соблюдается даже тогда, когда редакция не согласна с некоторыми тезисами автора. К примеру, утверждение автора «Мыслительная способность у древнего человека появилась после мутации его генома, возникшей и закреплённой в процессе его адаптации к уникальной геофизике Великого Африканского Разлома (ВАР)», скорее всего, неверно. Во-первых, ВАР в период становления человека, да и сейчас, весьма пассивен. В это время была активна зона контакта Евразийской плиты с Африканской и Австралийской плитами. Во-вторых, ареал неандертальцев, в способности мыслить которым автор вряд ли откажет, распространялся именно по этой зоне и совершенно исключал ВАР. Поэтому «действие космофизических факторов» следует искать в горных поясах альпийского периода горообразования, а отнюдь не в Африке. Вообще, автор работы исходит из целенаправленности эволюционного процесса, что неизбежно ведёт к признанию некоей Высшей Ипостаси (Бога, Духа, Логоса и т.п.), без чего успешно обходится постулат вероятностной эволюции. Есть и другие, спорные по мнению редакции, положения и термины, но в статье наглядно показано накопление духовного богатства и деградации накопленного в процессе «канонизации» в рамках той или иной религии. Особенно интересен тезис о мелиоративной роли нынешнего «общества потребления». Именно в этом главная ценность работы А.С. Холманского.