Опыт комплексной реконструкции земледельческого культа на основе белорусского фольклора.
"Смотри в корень"
Козьма Прутков
Нами предпринята попытка комплексной реконструкции [1] одного из древнейших земледельческих культов – культа бобовых на основе белорусского фольклора, так как белорусский фольклор сохранил многие архаичные явления, утраченные другими славянскими народами либо неизвестные им [2]. Кроме этого выявлены  возможные истоки и прототипы некоторых связанных с данным культом фольклорных мотивов (войны царя Гороха с грибами; змееборства; чудесного сна змееборцев; кто богаче) и образов (змея летающего, змея огненного, василиска и реки Смородины с калиновым мостом).
По имеющимся у автора данным подобная реконструкция земледельческого культа проводится впервые. Известно огромное  значение бобовых растений в жизни человека. Так горох, благодаря высокой калорийности наравне с другими бобовыми является древнейшим продуктом питания человека. В Белоруссии вплоть до рубежа 19-20 веков горох оставался одной из основных полевых культур [3].
С горохом некогда были связаны верования и обряды, смысл которых давно забыт [4], а многие обряды и обычаи перешли из быта взрослых к детям. У них они упрощались, превращались в игру и затем постепенно исчезали (например, игра «Баба сеяла горох»...) [5].
Горох «закрепился» в белорусском фразеологизме «за каралём Гарахом» (бел.), а также в других восточнославянских фразеологизмах  («при царе Горохе» (русск.), «за царя Гороха» (укр.)). Смысл этих фразеологизмов  традиционно трактуется как  «в очень далеком прошлом; в незапамятные времена»  и с ироническим оттенком [6].
К вопросам происхождения и значения данных фразеологизмов исследователи обращались неоднократно. А..А. .Афанасьев утверждал, что царь Горох - табу Перуна. А. А. Потебня, А. А. Котляревский, О.М. Фрейденберг пришли к выводу, что в бобовых заговорах, гороховых песнях, в сказках о царе Горохе, о Покатигорошке, о гороховом шуте есть эпизоды, говорящие о том, что царь Горох - это итальянский Макк (бобовый король сатурналий, который избирается народом для карнавального шествия). Решение вопроса виделось в фаллическом культе мертвых. В работах Д.Ф. Кобенко и В.М. Мокиенко царь Горох описывается как результат исключительно народной шутки. С.В.Русов трактует имя царя Гороха как отображение личности датского короля Горуха (9 в.), что признано бездоказательным [7].
Происхождению и значению другого «горохового» выражения «шут гороховый» посвящен ряд работ В.М.Мокиенко [8]. По мнению исследователя «шут гороховый это не просто скоморох, потешающий публику, а именно примитивный кривляка, неловкий и несуразный, как пугало в огороде» [9]. Известны народные сказки с гороховыми сюжетами (о войне царя Гороха с грибами, о Покатигорошке (Горошине, Горошке и т.д.)). Каких-либо исследований и комментариев, посвященных мотиву  войны царя Гороха с грибами, автору обнаружить не удалось.
Н.В.Новиков, изучая сюжеты сказок о Покатигорошке, приходит к выводу, что «хотя сказка изображает его (Покатигорошка) крестьянским сыном, он, несомненно, восходит к одному из очень архаических типов героев восточнославянского сказочного эпоса» [10].
Сказочный богатырь Покатигорошек рождается чудесным образом после того, как его мать глотает горошину. От горошины он и получает свое имя - Покатигорошек (Иван-Горох, Катигорошек, Горошина и др.) [11]. Имя  Покатигорошка обычно связано с сюжетом «Брат спасает от змея сестру и братьев»: сестра похищена змеем; старшие братья ищут ее; змей убивает их; младший брат (Покатигорошек) спасает сестру и освобождает братьев.
Образ змея достаточно глубоко проанализирован В.Я. Проппом [12]. По данным исследователя в сказках отсутствует четкое описание облика змея. Возможно выделить лишь основные  его черты.  Змей - существо многоголовое, огневое и летучее. Но не всегда говорится о том,  что змей способен летать. Змей - царь двух стихий - огня и воды. При этом он может жить в горах («Змей Горыныч»). Змей, прежде всего, похититель женщин. Происходит это обычно молниеносно и неожиданно. Если  в случаях, когда похитителями являются ветер и вихрь, за ними обычно кроется змей. В тех случаях, когда змей выступает охранителем границ, он пребывает у реки (часто у огненной реки). Через огненную реку Смородинку (от ст. слав. «смрадъ» - смрад, зловоние [13]) ведет всегда калиновый мост (от ст. слав. «калина» - сильно нагретое, раскаленное [14]). У огненной реки иногда кругом валяются кости.
При встрече змееборцев со змеем их нередко одолевает сон. Во время боя братья героя-богатыря находятся в избушке и неизменно засыпают.  Иногда перед боем спит и сам герой. «Природа этого сна из самой сказки не ясна и требует специального рассмотрения» [15].
По представлениям славян змей (Змей Горыныч) и василиск (змей-петух) являются стражами подземных сокровищ. Встречая  Покатигорошка,  змей ведет богатыря осматривать свои сокровища (мотив кто богаче) [16]. В связи с рассматриваемой проблемой следует так же отметить способность василиска убивать одним своим взглядом или дыханием, от которого сохла трава и растрескивались скалы [17].
В одном из ранних белорусских текстов окончанием сказки о Покатигорошке служит сюжет «Бой на калиновом мосту».
В свою очередь, Е. Дмитриева анализируя «истоки нашей духовной культуры» на примере былинного образа реки Смородины приходит к следующему выводу: «Итак, пылающая огненная река, окутанная клубами едкого черного дыма... Без сомнения, это фольклорный образ относится к числу мифических, сакральных, поскольку частью реального мира он по своей фантастичности быть не может» [18].
По нашему мнению с целью комплексной реконструкции культа бобовых и выявления  возможных истоков и прототипов, связанных с ним фольклорных мотивов и образов  необходимо,
во-первых,  рассмотреть некоторые природные факторы, которые могли оказать существенное влияние на первобытное мышление;
во-вторых,  проследить историю «земледельческой экспансии» с момента ее возникновения;
в-третьих, проанализировать этнографический, археологический и фольклорный материал,  имеющий отношение к  теме данного исследования.
Приступим к рассмотрению такого природного фактора как вулканизм («совокупность процессов и явлений, связанных с перемещением магматических масс и часто сопровождающих их газо-водных продуктов из глубинных частей земной коры на поверхность»). В данном контексте нас интересует только молодой вулканизм.
Бассейн Средиземного моря является второй после Тихоокеанского кольца («Огненного пояса») вулканической зоной. Средиземноморский молодой вулканизм наиболее активно проявился в Эгейском и Тирренском морях (особенно на острове Сицилия и на островах Липарского архипелага), в Неаполитанской вулканической области. В иордано-сирийской зоне рифтов возраст наиболее молодых лавовых потоков составляет приблизительно  4 тыс. лет. В Малой Азии, в Центральной Анатолии расположено несколько молодых вулканов. Они приурочены к юго-восточному краю Кыршехирского срединного массива и располагаются в зоне разломов, протянувшихся параллельно хребту Центрального Тавра. Молодой вулканизм так же интенсивно проявился на Араратском массиве, на Армянском вулканическом нагорье и Каргалинской горной дуге. В Западной и Центральной Европе вулканические процессы были связаны с альпийским горообразованием. Они обусловили возникновение Французско-Чешской системы рифтов. Так, в Центральном Французском массиве наиболее молодые лавы образовались от 8 тыс. до 4,5 тыс. лет назад [19].
Эксплозивная деятельность вулканов сопровождается выбросами большого количества пирокластического материала (бомб, вулканического пепла, шлаков, пемзы  и пр.), а также  газов, которые образуют огромные наэлектризованные облака.
Эти облака кажутся густыми и очень темными, почти черными, в результате электризации часто прорезываются молнией. Массы пепла выбрасываются на высоту до 10-20 км и, с течением времени, начинается оседание пепла (пеплопад), приводящее нередко к катастрофическим последствиям.
Однако наряду с этим вулканический пепел образует исключительно плодородные почвы [20]. «И если только позволяет климат, край, где много вулканов, может стать раем для земледельческого населения. Но в этот рай время от времени вторгаются силы ада» [21].
Излившаяся лава образует потоки, длина которых может достигать от 1 до 80 км и мощности от нескольких сантиметров до 250 м. Скорость лавовых потоков  бывает различной от 7 м/сутки до 60 км/час [22]. Внешний слой лавовых потоков достаточно быстро остывает, образуя корку. При толщине корки от 10 до 20 см на нее можно становиться, так как она обладает достаточной  прочностью  и низкой теплопроводностью. При этом под застывшей поверхностью продолжает течь расплавленная порода, образуя лавовые туннели протяженностью сотни метров, шириной до 20 м и высотой до 5 м (вулкан Этна).
Потоки лавы бывают различного химического состава. Лавы кислого состава (содержащие большой процент кремнезема) при быстром остывании образуют природное вулканическое стекло - обсидиан. Мощные месторождения обсидиана приурочены к лавовым потокам, расположенным в Италии, Греции,  Азербайджане, Грузии и Армении [23]. Начиная с палеолита люди, использовали этот обильный природный материал для изготовления своих орудий труда [24]. Причем, изделия из обсидиана часто встречаются практически в готовом виде. А.Е. Матюхин в течение ряда лет проводил наблюдения  по образованию эолитов в долине реки Раздан (Армения). Как отмечает исследователь «непосредственно у выходов обсидиана, в огромных кучах его обломков собраны предметы, похожие на нуклеусы, пластины, отщепы, несколько реже резцы, скребки и предметы с подтеской» [25]. Крутые берега реки Раздан буквально забиты псевдоизделиями из плоских естественных блоков обсидиана [26].
В последующие эпохи обсидиан становится предметом международной торговли. «Еще одним, если не самым значительным источником дохода обитателей Чатал Гуюка была торговля. Обилие обсидиана на поселении и тот фактор, что он расположен неподалеку от месторождения обсидиана - следствия вулканических извержений Кара-Дага и Хасан Дага... позволяет считать, что Чатал Гуюк обладал монополией на торговлю с западной Анатолией, Кипром и Левантом. Замечательна стенная роспись из святилища 7 горизонта изображает город и на некотором расстоянии от него извержение вулкана, возможно Хасан Дага. Заготовки наконечников копий из обсидиана находят в мешочках под полами домов; число их достигает иногда 23: по-видимому, их хранили здесь как сокровище»... [27].
Непременными спутниками вулканических процессов являются газы. Они выделяются не только во время бурных извержений, но и в периоды ослабления вулканической деятельности. Обычно смесь вулканических газов содержит соединения хлора, серы, метан, аммиак, окись углерода и т.д. В приземном слое воздуха и «в понижениях рельефа при отсутствии конвективного перемешивания воздуха» [28] - происходит накопление углекислоты и сернистых соединений, которые губительно действуют на центральную нервную систему.
Подобные места получили названия Долин смерти (верховья р. Гейзерной (Камчатка) и на о. Ява), Мертвое ущелье (близ Йелстоунского национального парка (США). Неподалеку от Сольфатры (Италия) находится «Собачья пещера». Из трещин в полу пещеры выделяется углекислота. В таких местах находят трупы крупных и мелких животных, насекомых, которых настигла мгновенная смерть от выделившихся газов. Попадая в области выделения удушливых вулканических газов, иногда гибнут птицы [29].
Не менее грозные явления природы - смерчи (в Америке - торнадо). Они возникают обычно при грозах над сушей и морем. Из грозового облака опускается гигантский рукав (хобот), вытягивающийся по направлению к поверхности моря или земли. Навстречу ему приподнимается широкая воронка из воды или пыли. Образуется сплошной столб диаметром от 20 м до 1-2 км, перемещающийся со скоростью 20-40 км/час. Высота хобота может достигать 800-1500 м. Иногда из грозового облака могут опускаться несколько смерчевых воронок. Перемещаясь, вихрь всасывает все, что встречается на пути. Затем эти предметы, животные, люди выпадают из облака, иногда на значительном расстоянии от места всасывания [30].
Дождь жизненно важен. Именно поэтому он  становится объектом почитания и магического воздействия. По традиции, одним из тех, кто «запирает» дождь является змей. Обладая огненной природой, летающий змей вызывает засуху там, где слишком долго находится (сербы, болгары). По представлениям болгар он запирает земную и небесную влагу. Огню вообще приписывается «осушающий» эффект. Считается, что земной огонь, печь, печные орудия, продукты обжига и т.п. способны остановить дождь или предотвратить его. Известны различные ритуальные приемы вызова дождя. Так, в юго-западной Болгарии женщины обращались к змею, умоляя его пустить дождь. В северо-западной Болгарии во время засухи совершали ритуал «изгнания змея». А в югославском фольклоре распространен мотив змея, который «запер дождь» и освободил его только после того, как ему отдали в жертву девушку [31].
Перейдем теперь к вопросу возникновения земледелия и проследим пути распространения бобовых вместе с земледельцами по территории Передней Азии и Европы.
Древнейшие центры земледелия  разбросаны по узкой полосе предгорий Тавра и Загроса и относятся к 9-7 тыс. до н.э. Они тяготеют к области произрастания диких бобовых растений. В нагорьях Иракского Курдистана (Джармо) найдены остатки гороха из слоев 7 тыс. до н.э.  На территории Ирана (Иранского Загроса, Центрального плато и др.), древнейшие группы земледельческо-скотоводческого населения появляются в 6-4 тыс. до н.э. и непосредственно связаны с первоначальными  центрами.
Появление земледельцев на Южном Кавказе (вторая половина 6-5 тыс. до н.э.) связывается с загросским импульсом миграции. Первоначальное расселение происходит в западных районах Азербайджана и сопредельных районах Грузии. В конце 5-4 тыс. до н.э., население расселяется из первоначального очага вплоть до нагорной полосы Дагестана. На рубеже 4-3 тыс. до н.э. фиксируется новая волна земледельцев-переселенцев. Первоначально ареал этих новых групп заселяет ограниченные области Армянского нагорья, в дальнейшем они распространились почти на весь Южный Кавказ, северо-западную часть Ирана, Восточную Анатолию, Дагестан. Культурно близкие им группы известны на территории Сирии и Палестины.
Так, для земледельческо-скотоводческой культуры Чатал Гуюка (Анатолия) характерны 14 видов культурных растений, среди которых важную роль играл и горох, что позволяет говорить о возможности первичного вхождения гороха в культуру Передней Азии.
В Европе древнейшие общины земледельцев засвидетельствованы на Балканском полуострове (7 тыс. до н.э. Фессалия). Уже в первой половине 6 тыс. до н.э. начинается дальнейшее активное расселение земледельцев, которое охватывает как Грецию, так и северную часть полуострова, далее - Среднее и Нижнее Подунавье и Северо-Западное Причерноморье. Во второй половине 6 тыс. до н.э. на Балканах складывается обширная культурно-историческая область, состоящая из взаимосвязанных, а, скорее всего близких по происхождению культур. «Своеобразие нарастает по мере удаления от балканского «ядра» и особенно четко прослеживается на периферии культурно-исторической области» [32].
Одним из путей продвижения гороха из Передней Азии в Среднюю и Северную Европу (вторая половина 4 - начало 3 тыс. до н.э.) является южная Россия.  Важная роль в распространении культурных растений принадлежит культуре Кукутени-Триполье (3-2 тыс. до н.э.), которая была распространена на Балканах, на территории, прилегающей к Днепру, Бугу, Днестру. Культура бобовых в трипольских поселениях не была широко распространена, но археологические находки дают возможность полагать, что путь распространения бобовых через Балканы очень вероятен [33].
Следует также заметить, что в результате миграций индоевропейских племен происходит ассимиляция и исчезновение крупных неолитических культур и культур медного века  на территории Восточной Европы. На их месте формируются совершенно новые народы. Так, по данным О. Н. Трубачева, во втором тысячелетии до н.э. в Центральной Европе в группе индоевропейских народов появляются протославяне. К 10 веку н.э. происходит разделение славянских языков по приблизительно современному лингвистическому делению. Историческое самоназвание «украинцы» впервые встречается в 12 веке н.э. применительно к Переяславской и части Галицкой земель. С 13 века «Украиной» называется Среднее Приднепровье, Галицко-Волынское княжество и др. [41]
В этой связи следует упомянуть исследование Д. Береста «Таинство Библии» [34]. В своих рассуждениях автор, вероятно сознательно, допускает ряд неточностей, которые позволяют ему выстраивать свою «оригинальную» концепцию. В настойчивых поисках «понимания причин замалчивания дохристианского Православия Святой Украинской Религии Античных времен (веры предков наших)...» [32], автор опирается на работы В.Н. Даниленко и Ю.А. Шилова [36].
По мнению Д. Береста, «украинский народ может гордиться своим историческим прошлым, ибо имеет свидетельства своей истории как минимум за 12 тысяч лет до нашей эры!» «Древнейший из расшифрованных и прочитанных дат Каменной Могилы (древнее святилище Приднестровья) является 11582 год до н.э. («Начала цивилизации», С. 236)» «Именно Поднепровье признано прародиной всех индоевропейских народов...» «В настоящее время в стародавнем приднестровском святилище Шу-нун (Каменная Могила) уже найдены свидетельства самой древней в мире украинской религии, датированной 12 тыс. до н.э. (См. «Начала цивилизации» В.Даниленко, Ю.Шилов. М., 1999). В этом святилище найдены и обнародованы письменные свидетельства первого в мире межгосударственного договора 6200 г. до н.э. между древне-украинцами и шумерами...» Оказывается, «кстати, и Палестину заселили наши предки древне-украинцы, которых иудеи называли «ханаанами» [37].
Обратимся теперь непосредственно к работам В.Н. Даниленко и Ю.А.Шилова.
С целью изучения идеологии первобытного общества В.Н. Даниленко сопоставляет системы мировоззрений земледельцев и скотоводов Южной и Юго-Восточной Европы. Он проводит сравнительное изучение целого ряда археологических культур: культуры линейно-ленточной керамики, бюкской, железовской и др. [38].
В свою очередь, Ю.А. Шилов делает вывод о том, что «выделенные В.Н. Даниленко буго-дюстровская и сурско-днепровская археологические культуры были первыми земледельческо-скотоводческими культурами на территории Восточной Европы, что их появлению предшествовали экспедиция жрецов-правителей Чатал Гуюка из малоазиатской прародины индоевропейцев и договор их с местными жрецами-правителями Каменной Могилы, что носители названных культур тоже были индоевропейцами (точнее праиндоевропейцами, как носители последующих трипольской и т.п. культур)...»
«Таким образом, обнаруживается цепь индоевропейских культур Циркумпонтийской зоны - этноисторические звенья которой выстраивались между концами 7-4 тыс. до н.э. от малоазийской прародины, через Подунавье и Поднестровье, и далее Крым и Кавказ, до Малой Азии и Месопотамии...» [39].
Итак, в указанных работах речь идет исключительно об археологических культурах, палеоевропейцах и индоевропейцах, а не о «древне-украинцах» и их религии. А прародиной индоевропейцев признается все же Малая Азия.
Уважаемому Д. Бересту следовало бы так же учитывать, что согласно археологической классификации поселение Каменная Могила относится к крымско-приазовскому варианту культуры Кукрек. Вопрос о датировке культур кукрекского типа остается до конца не решенным. Разные исследователи датируют их от второй половины мезолита до архаико-неолитического времени (7-4 тыс. до н.э.). [40]. Уверенно говорить о столь точных датах первобытной истории (11582 г, до н.э., 6200 г. до н.э.) по меньшей мере, неосторожно. Не говоря уже о спорных вопросах дешифровки протошумерской письменности.
Значительную роль в распространении земледелия в Юго-Восточную и далее в Центральную Европу начиная с 5 тыс. до н.э. сыграли морские пути. Носители ряда родственных  культур продвигались из Восточного Средиземноморья по островам (Лефкас, Корфу, Тремити, Мальта, Липари, Эльба, Корсика) от Южной Италии и Сицилии до Испании и Португалии [34].
В рамках рассматриваемой проблемы следует иметь в виду некоторые агротехнические приемы. «Техника обработки земли, помимо наличия скота и орудий, обуславливалась также природой края, его лесистостью». В лесах умеренного пояса Европы возникла подсечно-огневая система земледелия. При такой земледельческой технике участки земли сменяются каждый 2-3 года. Участкам дают вновь зарасти лесом. Но не каждый участок леса пригоден для подсечного земледелия. Эти обстоятельства заставляют постоянно искать все новые и новые места. «Огневое» земледелие просуществовало в Европе вплоть до 18-19 веков (например, в Пруссии и Швеции) [35].
По народным представлениям гороховое поле считалось местом обитания различных мифологических персонажей. Вероятно, так же как и зерновое поле имело собственных духов. «Ржаной волк..., гороховый волк..., бобовый волк... и др. образы, напоминающие собственно духов германских и романских народов. К той же категории можно отнести полевого деда..., духа доброго, покровительствующего полям и стадам» [36].
На обширном ареале лесостепной Скифии (от бассейна Северного Донца до Южного Буга включительно) обнаружены важные составляющие земледельческого культа, относящиеся к раннему железному веку. Это изготовленные из глины модели хлебцев, лепешек различной формы и размеров и модели зерен злаковых и бобовых растений (бобов и гороха). Часть из них изготовлена из глины, к которой примешана мука из зерен моделируемых растений [37].
Можно предположить, что в земледельческих культах с момента их возникновения использовались не только одни зерна. Белорусскими крестьянами, например, в обрядах использовались как зерна гороха, так и его стручки, ботва и солома. На Руси во время святочных забав один из ряженых окутывался гороховой соломой, а в конце Масленицы возили соломенное чучело шута горохового, напоминавшее женщину с распущенными волосами. Гороховой соломой украшали себя скоморохи [38].
Благодаря тому, что еда является  первоосновой физического существования человека, она обретает мистическое и символическое значение. Крупы и зерно становятся не только важными продуктами питания, но и предметами магической практики. Обряды, связанные с возделываемыми растениями, в частности  с горохом, сопровождали человека от рождения до погребения [39].

Резюме:
Итак, исторически древнейшая земледельческая культура - бобобые (и, прежде всего, горох) совпадает по времени с переселением индоевропейцев в Переднюю Азию и Европу, где именно в это время происходили активные вулканические процессы. Все сказанное позволяет сделать следующие выводы.
1. Культ бобовых (царь Горох и бобовый король) - один из древнейших земледельческих культов на территории Передней Азии и Европы.
2.  Гороховое поле имело своего духа - шута горохового.
3. Система подсечно-огневого земледелия, вынуждающая постоянно вести поиски новых участков под поля, послужила одной из причин конфликтов между земледельцами и охотниками, что нашло свое отражение в мотиве сказок о войне царя Гороха с грибами.
4. Центры древнейшего земледелия и пути миграций земледельцев непосредственно связаны с зонами молодого вулканизма.
5. Прототипами таких образов как змея летающего, змея огненного, Змея Горыныча и василиска  послужили реальные природные явления - вулканизм и смерчи.
6.  В основе мотива змееборства лежат обряды вызова (остановки) дождя.
7. Месторождения обсидиана в народной традиции стали сокровищами василиска, Змея Горыныча, а в европейском фольклоре дракона.
8. Причинами чудесного сна змееборцев, а также способности василиска убивать одним взглядом  являются отравления удушливыми газами в местах типа Долины смерти и Собачьей пещеры.
9. Лавовые потоки и туннели обрели в фольклоре образ реки Смородины с калиновым мостом.

Литература:
1. На эту тему прочитаны доклады  на 8-й и 11-й ежегодных конференциях «Санкт-Петербург и Белорусская культура» 28 июня 2000 г. и 18 июня 2003 г.
2. Кабашников К.П. Фольклор белорусский.// Восточно-славянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Мн., 1993. С. 379.
3. Белорусы. Конца 19- начала 20 вв. Путеводитель по экспозиции. Составитель Е.Ф.Кононова. Л., 1988. С. 5.
4. Уразов И. Почему мы так говорим? Серия 1. М., 1956. С. 63.
5. Детский поэтический фольклор. Антология. Составитель А.Н.Мартынова. СПб., 1997. С. 17, 368-369.
6. Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи.// Словарь. М., 1997. С. 768.
7. Кондратьева Т.Н. Фразеология и синтаксис. Казань, 1982. С. 48-49.
8. Мокиенко В.М. При царе Горохе.//Русская речь. 1974, № 3. С. 104-107. См. Мокиенко В.М. Шут гороховый.//Русская речь. 1976, № 6. С. 117-121.
9. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От Авося до Ятя: Историко-этимологический справочник по русской фразеологии. СПб, 2003. С. 480.
10. Новиков Н.В. Образы восточнославянской сказки. Л., 1974. С. 42.
11. Новиков Н.В. Там же. С. 31.
12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 216-225.
13. Старославянский словарь (по рукописям 10-11 веков). 2-е изд., стереотип. М., 1999. С. 617.
14. Дмитриева Е. «Течет река огненная…»//Наука и жизнь. 2001, № 7. С. 27.
15. Пропп В.Я. Указ.соч. С. 222.
16. Новиков Н.В. Указ. соч. С. 3.
17. Белова О.В. Славянский бестиарий. М., 1999. С. 67.
18. Дмитриева Е. Указ. соч. С. 27.
19. Андропов В.А. Вулканы. М., 1982. С. 213-285.
20. Ог Э. Геология. Т. 1. Геологические явления. М.-Л., 1932. С. 174.
21. Тазиев Г. Встречи с дьяволом. М., 1976. С. 269-270.
22. .Петрография. Ч. 1. МГУ, 1976. С. 152
23. Петрография. Там же. С. 141, 152.
24. Археология СССР. Палеолит СССР. М., 1984. С. 48, 283.
25. Матюхин А.Е. Псевдоизделия из вулканических пород.// Сб. Палеолит и неолит./Отв. Ред. В.П.Любин. Л., 1986. С. 77.
26. Матюхин А.Е. Там же. С. 81.
27. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982. С. 85.
28. Карпов Г.А., Миллер Ю.М., Заварзин Г.А. Состав воздуха и спонтанных газов в Долине смерти на Камчатке.//Вулканология и сейсмология. 1985, № 4. С.107.
29. Каменецкий И.С. Земля и человек. Географическая хрестоматия. М., 1937. С. 51. См. Мархинин Е.К. Вулканы и жизнь (Проблемы биовулканологии). М., 1980. С. 181, 183.
30. Погосян Х.П. Циклоны. Л., 1976. С. 145. См. Андреева Е.В., Кладо Т.Н. Атмосфера и жизнь. Л., 1963. С. 31.
31. Толстая С.М. Дождь.// Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т.2. М., 1999. С. 106-111. См. Левкиевская Е.Е. Змей летающий.// Славянские древности… С. 331.
32. Мерперт Н.Я. Миграции в эпоху неолита и энеолита.//Советская этнография. 1978, № 3. С. 14-22.
33. Генетика и селекция гороха. Новосибирск, 1975. С. 7, 10.
34. Мерперт Н.Я. Указ. соч. С. 25.
35. Дорошенко В.В. Сельское хозяйство Лифляндии в 13-16 вв.// Материала по истории земледелия СССР. Т. 3. М., 1959. С. 154. См. Девженюк В.И. Земледелие у восточных славян в 1 тыс. н.э.// Материалы… Т.1. М., 1952. С. 135-136.
36. Кагаров Е.Г. Об эстонской мифологии (по поводу труда профессора М.Эйзена).//Этнография. 1927. С. 319.
37. Пузикова А.И. Марицкое городище в Посеймье (4-6 вв. до н.э.). М., 1981. С. 84-85. См. Андриенко В.П. Земледельческие культуры племен лесостепной Скифии (7-5 вв. до н.э.).// Автореферат диссертации на соискание ученой степени КИН. Харьков, 1975. С. 12.
38. Уразов И. Указ. соч. С. 63-64.
39. Ковалев Н.И. Супы. М., 1992. С. 150.
40. Археология Украинской ССР. В 3-х тт. Т.1. Первобытная археология. Киев, 1985. С. 100,155, 156
41. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М. 2002. С.11.
42. Украинцы//Народы мира: историко-этнографический справочник. М. 1988. С.472
43. Мерперт Н.Я. Указ. Соч. С.25.
44. Дорошенко В.В. Сельское хозяйство Лифляндии в 13-16 вв.//Материалы по истории земледелия СССР. Т.3.М.,1959 .С.154. См. Девженюк В.И. Земледелие у восточных славян в 1 тыс. н.э//Материалы… Т.1. М., 1952. С.135-136.